~AristokratkA~
Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1609-1669)
Пир Валтасара. Ок. 1636г. 168х209 см. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея.


Рембрандт, величайший голландский художник, владел всеми жанрами, но предпочтение отдавал историческому. Его автопортреты – своеобразная летопись творчества художника. Офорты и рисунки Рембрандта продавались по всей Европе – он был первым крупным художником, работавшим больше для рынка, чем для именитых заказчиков. Тем не менее жизнь он окончил в одиночестве и бедности.
Поначалу творчество Рембрандта пользовалось большим успехом у современников, но затем, когда он отошел от основного направления голландской живописи, отношение к нему стало более прохладным. Современникам не нравились ни поздние работы художника, ни его образ жизни. «Пир Валтасара» - ранняя, еще не вполне совершенная картина Рембрандта на библейский сюжет. В разгар пира, когда вавилонский царь пил во славу языческих богов, таинственная рука вывела на стене дворца пророчество о его смерти и крушении царства.



Рембрандт обладал непревзойденным умением передавать сложнейшую фактуру кожи лица, в особенности старческого. Пример - лицо Валтасара.

Свет и тень. Прославленная особенность Рембрандта – мастерское использование эффектов освещения. Театрально высвеченное лицо вавилонского царя – прекрасный тому пример.
У Караваджо Рембрандт заимствовал особенное внимание к игре света и ракурсам, у Рубенса – увлечение библейскими сюжетами и акцент на выразительности рук. Рембрандту, однако, никогда не удавалось по-настоящему передать динамику сцены. Подлинных вершин он достиг на собственном пути: его удел – покой и созерцательность. Примером тому служат поздние автопортреты.

Суд Иеговы. Чтобы не допустить ошибки в надписи на стене, Рембрандт советовался с еврейским ученым Самуилом Манассией Бен Израелем. Именно он предположил, что ангел выводит письмена вертикальными столбцами слева направо. Это и сбило с толку вавилонских мудрецов (на иврите пишут по горизонтали справа налево). Мудрецы не смогли объяснить царю значение надписи, несмотря на обещанную в награду золотую цепь.

Роковые письмена. Древнееврейские слова на стене – мене, мене, текел, упарсин – означают: мене – «исчислил Бог царство твое и положил конец ему»; текел – «ты взвешен на весах и найден очень легким»; упарсин – «разделено царство твое и дано мидянам и персам». В ту же ночь Валтасар был убит, и мидянин Дарий стал царем.

Кольцо рук. Заметьте, что ладони участников сцены, включая божественного вестника, расположены кольцом. Они заставляют взгляд зрителя двигаться вокруг главного действующего лица – Валтасара. Большое внимание уделял художник выразительности рук.

Ракурс. Рембрандт попытался изобразить женщину в резкой перспективе (женщина в красном платье с перевернутым кубком в руке). Это ему не вполне удалось – ее фигура отнюдь не выглядит выступающей наружу с поверхности картины.
Разлитое вино. Художник хотел запечатлеть ту долю секунды, когда разлитое вино впитывается в ткань женского платья, однако так же, как и фигура в ракурсе, это выглядит неубедительно.

Ужас Валтасара. В ужасе Валтасар опрокинул кубок с вином. В Библии об этом говорится так: «Тогда царь изменился в лице своем… связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое» (Дан. 5:6).

Живые лица. Гости в испуге отшатнулись. Ужас, охвативший царя, отразился на их лицах. У Рембрандта лица всегда очень живо передают состояние души.

Коллекция Рембрандта. Золотая и серебряная посуда дает хорошее представление об изделиях голландских мастеров того времени. Нередко Рембрандт помещал на картинах и предметы из собственного собрания: рыцарские латы и шлем, роскошные ткани, серебряные кубки.

Одеяние Валтасара. Рельефные мазки словно бы имитируют фактуру тяжелой, шитой каменьями ткани. Живопись, выполненная такими густыми красками, называется импасто.
«Говорят Рембрандт однажды написал портрет так рельефно, что его можно было поднять с пола за нос» (Арнольд Хоубракен)

Рембрандт не делал подготовительных рисунков, а писал сразу на окрашенном светло-коричневом холсте. Тени он накладывал тонким слоем, блики же – самой густой краской.
В этой ранней работе Рембрандта уже видны характерные особенности его манеры: богатая охристая палитра, рельефные мазки, необыкновенная выразительность лиц.

Подлинность. Подобно многим знаменитым художникам того времени, Рембрандт создал свою живописную мастерскую, пользовавшуюся исключительным успехом. Множество подмастерьев работали вместе с ним, подражая стилю учителя. Поэтому трудно определить, какие картины были исполнены самим мастером, какие принадлежат его наиболее одаренным ученикам, а какие являются плодом совместной работы… В начале ХХ в. кисти Рембрандта приписывали ок. 1000 картин. Сегодня ученые полагают, что на его долю приходится менее 300.

www.gal.liim.ru/hz12w/hz12w-05-45.html

@темы: Картины, Рембрандт, ссылки