Фридрих Шиллер
Размышление (рефлексия) представляет собою первое свободное отношение
человека к мирозданию, его окружающему. Если вожделение непосредственно
схватывает предмет, то размышление отдаляет свой предмет и делает его
настоящей и неотъемлемой своей собственностью именно тем, что ограждает его
от страсти. Необходимость природы, нераздельно господствовавшая над
человеком в состоянии простого ощущения, в рефлексии отпускает его, в
чувствах наступает тотчас примирение, и само вечно изменчивое время
прекращает свой бег, разбросанные лучи сознания соединяются воедино, и облик
бесконечного, форма, отражается на преходящем фоне. Как только свет засветил
в человеке, так нет более ночи и вне его, как только мир наступает внутри
его, тотчас прекращается и буря в мироздании и борющиеся силы природы
находят покой в твердых пределах. Не удивительно поэтому, что древние эпопеи
говорят об этом великом событии внутри человека как о революции, происшедшей
во внешнем мире, и мысль одерживающую победу над временем, символизируют в
образе Зевса, прекращающего царство Сатурна. Раб природы, человек, только
ощущающий становится ее законодателем, раз он ее мыслит; природа, которая
ранее господствовала над ним как сила, теперь стоит перед его оком как
объект. То, что является для него объектом, не имеет над ним силы, ибо,
чтобы стать объектом, оно должно испытать его силу. Поскольку он придает
материи форму и пока он придает ее, до тех пор он не уязвим для ее
воздействия; ибо уязвить дух может только то, что отнимает у него свободу, а
именно доказывает свою свободу тем, что оформляет бесформенное. Только там
место страху, где масса, грубая и бесформенная, господствует, и где в
неясных границах колеблются мутные очертания; человек выше всякой природной
угрозы, как только он сумеет придать ей форму и превратить ее в свой объект.
Подобно тому, как человек начинает выказывать свою самостоятельность по
отношению к природе как явлению, так он выказывает и свое достоинство по
отношению к при роде как силе, и с благородной свободою он восстает против
своих богов. Они сбрасывают личину привидений, которыми они пугали его
детство, и, становясь его представлением, поражают его собственным обликом.
т.6 стр.339 "Письмо 25"
Размышление...