Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)
Клод Моне. "Осенний свет в Аржантейте" 1873
55х74,5 см. Холст, масло.
Лондон, Галерея Института Курто.
Кто такой Моне?Клод Моне (1840-1926)
Моне провел юность в Гавре, в Северной Франции. Здесь под влиянием учителя, Эжена Будена (1824-1898), развилась его склонность к живописи под открытым небом. В 1862 г. Он стал посещать мастерскую Шарля Глейра (1808-1874) в Париже, где познакомился с Ренуаром, еще одним ярким представителем импрессионизма. Почти всю жизнь Моне боролся с нуждой, но к 1890 г. Добился прочного положения. В последние годы его беспокоило ухудшение зрения.
Импрессионисты.
Импрессионистами называли группу необычайно талантливых молодых художников, выставлявшихся вместе. Среди них были Моне, Ренуар, Сезанн. Они питали одинаковую неприязнь и к академическому искусству (ложному, по их мнению), и к чувствительному романтизму. Вслед за Курбе они стремились к независимости и правде, не увлекаясь, однако, его социальным реализмом. Пейзаж и натюрморт давали им возможность экспериментировать, пытаться точно передать свои «impressions» (впечатления). Моне всегда оставался наиболее последовательным и верным представителем именно такого реализма.
"Осенний свет в Аржантейте"
Про "Осенний свет в Аржантейте" "Осенний свет в Аржантейте"
Моне – основоположник импрессионизма, а это полотно – яркий образец импрессионистской живописи: новый пейзаж, исполненный в новом стиле, небольшой по размеру, не содержащий ни рассказа, ни нравоучения, а только отражение в красках зрительных впечатлений и ощущений художника. На картине изображен Аржантей, городок на берегу Сены неподалеку от Парижа, вовлеченный в общее промышленное развитие появлением железной дороги. Моне жил в Аржантейе с 1871-го по 1878 г.
Осязание природы. Моне стремился писать так, чтобы зритель, глядя на картину, чувствовал то же, что художник в момент ее создания. Пушистость облаков передана мягкими округлыми мазками, а тронутая рябью поверхность реки – короткими поперечными штрихами кисти.
Ощущение солнца. Издали полотно словно светится – оно все пронизано ясным солнечным светом и переливается золотистыми красками осени. Если подойти к нему вплотную, изображение становится расплывчатым, зато хорошо видны богатство палитры и сложное переплетение мазков, из которых и складывается единая картина.
Радужная палитра. Моне пишет осенние листья теплыми золотистыми тонами. В левой части картины розовые и желтые мазки оттенены зелеными. Это одна из первых работ, где Моне использовал всю палитру основных цветов солнечного спектра, что стало отличительным признаком импрессионизма.
Экспериментам импрессионистов и развитию новых технических приемов способствовало и появление новых художественных материалов. Мастерам прошлого приходилось самим готовить краски, а импрессионисты могли использовать покупные. Металлические тюбики, которые в наши дни стали обычными, тогда были новинкой.
Искусное обрамление. Голубая водная гладь «уносит» взгляд по течению. Пышная листва, обрамляющая реку, направляет взгляд зрителя, а голубой цвет, постепенно высветляясь, усиливает впечатление дали. По сути это те же приемы, которыми пользовался Клод Лоррен, чтобы передать ощущение пространства (левый нижний угол).
Широкие мазки. Крупные мазки вдоль нижнего картины бросаются в глаза. Но при изображении удаленных объектов они становятся все мельче и мельче.
Моне опирался на последние достижения науки в области теории цвета. Так, он использовал противопоставление дополнительных цветов, что, при воздействии на сетчатку глаза, создает иллюзию вибрации света и воздуха.
Труба или шпиль церкви? Вдали видна труба одной из фабрик, появившихся тогда в Аржантейе. Хотя быстрые перемены в жизни общества вдохновляли Моне, все же он часто «вырезал» из пейзажа уродливые здания, если они мешали замыслу. Эту трубу очень легко принять за церковный шпиль, так что она не нарушает общего ощущения покоя.
Отражения в воде. Картины Моне отличает гармоничная композиция, в которой предметы, возвышающиеся над горизонтом, уравновешены теми, что расположены ниже его, или их отражением.
Голубая полоса. Голубая полоса между Сеной и городом притягивают взгляд и как мостом связывает деревья по обе стороны реки. На картине видно, как Моне трудился над живописной тканью поверхности, сплетая ее из мазков разного цвета, густоты и гладкости и добиваясь впечатления, будто вид окутан золотистой дымкой.
Теплые красные и холодные синие цвета. Расположив вплотную друг к другу контрастирующие горячие и холодные цвета, например теплые красные и оранжевые оттенки рядом с холодными синими (правый верхний угол), Моне передал чувство тепла и свежести, которое столь свойственны погожему осеннему дню.
Живописью на пленэре (на вольном воздухе) называют картины, выполненные на природе и (или) передающие ощущение открытого пространства, воздуха. Эти свойства в высшей степени присущи работам импрессионистов. Картины, как правило, невелики по размеру – так их удобнее было носить, чтобы день за днем писать с натуры избранный вид до почти полного завершения работы.
Дуновение ветра. На дереве в правой части холста ясно видно, как Моне процарапывал поверхность полотна древком кисти, чтобы облегчить плотную красочную лепку изображения и создать иллюзию ветерка, колышущего осеннюю листву.
Всю жизнь Моне восторгался игрой света, пытался передать ее в живописи. Эта картина предвосхищает знаменитую серию «Кувшинок», написанных в саду художника в Живерни, неподалеку от Аржантейя, где он устроил знаменитый пруд с кувшинками, чтобы можно было в любое время наблюдать водную гладь, отражающую небо, и все изменения света в течении дня.
Здесь можно посмотреть "Осенний свет в Аржантейе"
55х74,5 см. Холст, масло.
Лондон, Галерея Института Курто.
Кто такой Моне?Клод Моне (1840-1926)
Моне провел юность в Гавре, в Северной Франции. Здесь под влиянием учителя, Эжена Будена (1824-1898), развилась его склонность к живописи под открытым небом. В 1862 г. Он стал посещать мастерскую Шарля Глейра (1808-1874) в Париже, где познакомился с Ренуаром, еще одним ярким представителем импрессионизма. Почти всю жизнь Моне боролся с нуждой, но к 1890 г. Добился прочного положения. В последние годы его беспокоило ухудшение зрения.
Импрессионисты.
Импрессионистами называли группу необычайно талантливых молодых художников, выставлявшихся вместе. Среди них были Моне, Ренуар, Сезанн. Они питали одинаковую неприязнь и к академическому искусству (ложному, по их мнению), и к чувствительному романтизму. Вслед за Курбе они стремились к независимости и правде, не увлекаясь, однако, его социальным реализмом. Пейзаж и натюрморт давали им возможность экспериментировать, пытаться точно передать свои «impressions» (впечатления). Моне всегда оставался наиболее последовательным и верным представителем именно такого реализма.
"Осенний свет в Аржантейте"

Про "Осенний свет в Аржантейте" "Осенний свет в Аржантейте"
Моне – основоположник импрессионизма, а это полотно – яркий образец импрессионистской живописи: новый пейзаж, исполненный в новом стиле, небольшой по размеру, не содержащий ни рассказа, ни нравоучения, а только отражение в красках зрительных впечатлений и ощущений художника. На картине изображен Аржантей, городок на берегу Сены неподалеку от Парижа, вовлеченный в общее промышленное развитие появлением железной дороги. Моне жил в Аржантейе с 1871-го по 1878 г.
Осязание природы. Моне стремился писать так, чтобы зритель, глядя на картину, чувствовал то же, что художник в момент ее создания. Пушистость облаков передана мягкими округлыми мазками, а тронутая рябью поверхность реки – короткими поперечными штрихами кисти.
Ощущение солнца. Издали полотно словно светится – оно все пронизано ясным солнечным светом и переливается золотистыми красками осени. Если подойти к нему вплотную, изображение становится расплывчатым, зато хорошо видны богатство палитры и сложное переплетение мазков, из которых и складывается единая картина.
Радужная палитра. Моне пишет осенние листья теплыми золотистыми тонами. В левой части картины розовые и желтые мазки оттенены зелеными. Это одна из первых работ, где Моне использовал всю палитру основных цветов солнечного спектра, что стало отличительным признаком импрессионизма.
Экспериментам импрессионистов и развитию новых технических приемов способствовало и появление новых художественных материалов. Мастерам прошлого приходилось самим готовить краски, а импрессионисты могли использовать покупные. Металлические тюбики, которые в наши дни стали обычными, тогда были новинкой.
Искусное обрамление. Голубая водная гладь «уносит» взгляд по течению. Пышная листва, обрамляющая реку, направляет взгляд зрителя, а голубой цвет, постепенно высветляясь, усиливает впечатление дали. По сути это те же приемы, которыми пользовался Клод Лоррен, чтобы передать ощущение пространства (левый нижний угол).
Широкие мазки. Крупные мазки вдоль нижнего картины бросаются в глаза. Но при изображении удаленных объектов они становятся все мельче и мельче.
Моне опирался на последние достижения науки в области теории цвета. Так, он использовал противопоставление дополнительных цветов, что, при воздействии на сетчатку глаза, создает иллюзию вибрации света и воздуха.
Труба или шпиль церкви? Вдали видна труба одной из фабрик, появившихся тогда в Аржантейе. Хотя быстрые перемены в жизни общества вдохновляли Моне, все же он часто «вырезал» из пейзажа уродливые здания, если они мешали замыслу. Эту трубу очень легко принять за церковный шпиль, так что она не нарушает общего ощущения покоя.
Отражения в воде. Картины Моне отличает гармоничная композиция, в которой предметы, возвышающиеся над горизонтом, уравновешены теми, что расположены ниже его, или их отражением.
Голубая полоса. Голубая полоса между Сеной и городом притягивают взгляд и как мостом связывает деревья по обе стороны реки. На картине видно, как Моне трудился над живописной тканью поверхности, сплетая ее из мазков разного цвета, густоты и гладкости и добиваясь впечатления, будто вид окутан золотистой дымкой.
Теплые красные и холодные синие цвета. Расположив вплотную друг к другу контрастирующие горячие и холодные цвета, например теплые красные и оранжевые оттенки рядом с холодными синими (правый верхний угол), Моне передал чувство тепла и свежести, которое столь свойственны погожему осеннему дню.
Живописью на пленэре (на вольном воздухе) называют картины, выполненные на природе и (или) передающие ощущение открытого пространства, воздуха. Эти свойства в высшей степени присущи работам импрессионистов. Картины, как правило, невелики по размеру – так их удобнее было носить, чтобы день за днем писать с натуры избранный вид до почти полного завершения работы.
Дуновение ветра. На дереве в правой части холста ясно видно, как Моне процарапывал поверхность полотна древком кисти, чтобы облегчить плотную красочную лепку изображения и создать иллюзию ветерка, колышущего осеннюю листву.
Всю жизнь Моне восторгался игрой света, пытался передать ее в живописи. Эта картина предвосхищает знаменитую серию «Кувшинок», написанных в саду художника в Живерни, неподалеку от Аржантейя, где он устроил знаменитый пруд с кувшинками, чтобы можно было в любое время наблюдать водную гладь, отражающую небо, и все изменения света в течении дня.
Здесь можно посмотреть "Осенний свет в Аржантейе"